Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Полезное /  Письма Минфина РФ и ФНС РФ /  Налог на добавленную стоимость /  Письмо ФНС России от 04.05.2010 № ШС-37−3/1158

Письмо ФНС России от 04.05.2010 № ШС-37−3/1158

Вопрос:
О банковской гарантии, предоставляемой в налоговые органы налогоплательщиками при возмещении из бюджета НДС в заявительном порядке в соответствии со ст. 176.1 НК РФ.

Ответ:
Федеральная налоговая служба в связи со вступлением с 01.04.2010 в действие ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), регламентирующей процедуру возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в заявительном порядке, информирует о следующем.

В соответствии с пп. 2 п. 2 данной статьи право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных данной статьей.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее — перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет.

Территориальный налоговый орган, проверяя обоснованность права налогоплательщика на применение заявительного порядка возмещения НДС, кроме прочего, сверяет данные банка, выдавшего гарантию, с соответствующими данными, указанными Минфином России в перечне.

Вместе с тем состав реквизитов размещенного Минфином России перечня не позволяет налоговым органам в полном объеме реализовать свои полномочия по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, так как содержит только следующие реквизиты:

1. N по порядку.

2. Наименование региона.

При этом под термином «наименование региона» понимается определение региона территориального управления Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего надзор за деятельностью банка, указанного в перечне (по информации, полученной от Банка России в рабочем порядке), тогда как буквальное толкование данного реквизита предполагает место нахождения банка.

3. Регистрационный номер — указывается регистрационный номер кредитной организации, присвоенный Банком России.

4. Наименование кредитной организации — указывается сокращенное наименование банка, например: ООО «РКБ», ООО «М плюс», АБ «БФП» (ЗАО), ОАО «ГПБ», ОАО «НББ», ЗАО «БМИ», ООО «ПЧРБ», ЗАО «ТКБ», ОАО «ПСКБ», ЗАО «БСЖВ», ОАО «КУБ».

Кроме того, в указанном перечне отсутствует информация о дате включения банка в перечень (исключения из перечня), что не позволяет достоверно определить промежуток времени, когда банк действительно соответствовал критериям, установленным п. 4 ст. 176.1 Налогового кодекса.

Невозможность четко идентифицировать банк ввиду недостаточности реквизитов перечня либо различного толкования значений имеющихся в перечне реквизитов осложняет работу налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС, непосредственно банкам, выдающим гарантии, и налоговым органам, что повышает риски возникновения дополнительных налоговых споров с налогоплательщиками.

Принимая во внимание, что ФНС России не является органом государственной власти, ответственным за формирование перечня и его поддержание в актуальном состоянии, но в то же время учитывая необходимость систематического применения данных из перечня территориальными налоговыми органами, предлагаем:

1. Дополнить состав реквизитов перечня банков следующими: БИК банка, ИНН банка, ОГРН банка.

Наличие всех трех реквизитов позволит налоговому органу достаточно достоверно идентифицировать банк даже в случае возникновения ошибки в каком-либо из реквизитов.

2. Предусмотреть в составе реквизитов перечня данные о дате включения банка в перечень (исключения из перечня) либо дате начала соответствия банка установленным критериям со ссылкой на дату и номер соответствующего письма Банка России.

3. Для упорядочения нормативно-правового регулирования ведения данного списка банков предлагаем рассмотреть возможность издания Банком России и Минфином совместного нормативно-правового акта (распоряжения, приказа и т.п.), утверждающего перечень банков.

Это позволит:

— разграничить ответственность ведомств,

— упорядочить внесение в перечень новых банков и исключение из перечня банков, переставших соответствовать критериям,

— четко определять дату, с которой банк уполномочен выдавать такие гарантии.

Действительный государственный советник РФ 2 класса
С.Н. Шульгин

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017