Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

 

 

Статья 40. Орган дознания

 

     1. К органам дознания относятся:

     1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2010 N 158-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.03.2012 N 17-ФЗ, от 03.02.2014 N 3-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)

     2) органы Федеральной службы судебных приставов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 38-ФЗ)

     3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

     4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

     2. На органы дознания возлагаются:

     1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

     2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

     3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

     3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

     1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

     2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 51-ФЗ)

     3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

 

Комментарий к статье 40

1. В 2003 г. внесены изменения и дополнения в УПК, согласно которым начальник органа дознания определяется как должностное лицо органа дознания, в том числе и заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручение о производстве дознания и проведении неотложных следственных действий, осуществлять полномочия, предусмотренные УПК (см. п. 17 ст. 5).
Новшества, представленные в УПК, являются весьма существенными, они, безусловно, снимают определенные разночтения соответствующих положений закона в прежней редакции. Во-первых, федеральный закон со всей определенностью отнес к числу субъектов, наделенных распорядительными процессуальными полномочиями, не только начальника органа дознания, как это было прежде, но и заместителя. Во-вторых, в п. 17 ст. 5 подчеркнуто право указанных лиц давать поручения не только о производстве дознания (что было прежде), но и проведении неотложных следственных действий.
2. В первой группе органов дознания п. 1 ч. 1 комментируемой статьи конкретно обозначены лишь органы внутренних дел, в рамках которых по объему выполняемой ими (органами дознания) процессуальной деятельности на ведущих позициях остается милиция. В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился указанием на критерий отнесения их к органам дознания. Таким критерием указывается наличие у соответствующего органа полномочий по осуществлению ОРД. Помимо органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и других, на которых традиционно возлагается проведение дознания, сюда же следует относить теперь и подразделения Федеральной службы исполнения наказания (начальники исправительных учреждений, СИЗО).
3. Перечисление должностных лиц службы судебных приставов, видимо, обусловлено различием места деятельности указанных лиц. В их числе учреждения Минюста России, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.
4. Принадлежность к службе в воинских частях, соединениях, военных учреждениях и гарнизонах обусловила наделение их руководителей (начальников) функциями органа дознания.
5. Путем дополнения комментируемой статьи в число органов дознания обоснованно включены органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
6. Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является ведущей (или одной из ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе органов внутренних дел, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция, которая может проводить дознание по делам о преступлениях любой степени тяжести.
7. Согласно Закону о милиции она подразделяется на криминальную милицию и МОБ. Как орган дознания криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Задачей МОБ, как органа дознания, является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно. В ст. 9 Закона о милиции МОБ определена как орган дознания. В составе МОБ образованы специальные подразделения дознания.
8. Часть 2 комментируемой статьи называет лишь основные направления процессуальной деятельности органов дознания. Прежде всего указано, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (т.е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 130 составов преступлений. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (см. п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). В то же время по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК (перечень дел о преступлениях, по которым производится дознание), могут быть переданы для производства предварительного следствия (см. ч. 4 ст. 150).
9. Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их проведение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уголовного дела и признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146 УПК) и проводит неотложные следственные действия (см. коммент. к ст. 157).
10. Не ограничиваясь установлением органов дознания и их полномочий, законодатель (ч. 3 комментируемой статьи) счел необходимым определить круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. При этом речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.
11. О порядке производства дознания см. коммент. к ст. 223 - 226.


 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017