ПОСТАНОВЛЕНИЕ №6 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
от 5 июля 1974 г.
(с изменениями, внесенными постановлением Гаенума№ 26 от 15 ноября 1984 г.)
Обсудив судебную практику применениязаконодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в деятельности судов по рассмотрению дел данной категории имеются недостатки и допускаются ошибки.
Встречаются случаи, когда суды не проверяют обоснованность установления административного надзора, не всегда выяснют, являются ли действия поднадзорного нарушением правил, преду смотрении Положением об административ-
надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест дения свободы.
Рассматривая дела о нарушениях правил надзора, влекущих административ-ответственность, отдельные суды не проверяют объяснений поднадзорного, >гда не вызывают его в судебное заседание. В некоторых постановлениях эдных судей не содержится указание на место и время нарушения правил >ра.
Не всегда суды реагируют на выявленные при рассмотрении дел факты эевременного установления административного надзора и формального его дествления.
В цепях устранения имеющихся недостатков в практике применения жодательства об ответственности за нарушение правил административного эра Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что правильное применение законода-m об ответственности за нарушение правил административного надзора важное значение в предупреждении преступлений и оказании на состоящих
['надзором лиц необходимого воспитательного воздействия.
2. Учитывая, что административный надзор может применяться только по >ваниям, предусмотренным Положением, суд обязан при рассмотрении дел о
рушении правил надзора проверять законность и обоснованность его установ-и продления.
При невозможности устранения возникших сомнений в законности установили продления административного надзора дело об административном >нарушении направляется на дополнительную проверку, а уголовное дело -^Дополнительное расследование. В случае, если будет установлено, что такой эр был учрежден или продлен необоснованно, дело об административном жарушении прекращается производством, а по уголовному делу постанов-
оправдательный приговор. При решении вопроса о виновности лица в злостном нарушении правил шистративного надзора суду также надлежит исследовать все материалы о идущих нарушениях правил надзора, за которые лицо подвергалось мерам шстративного взыскания. В случае установления необоснованности менения таких мер суд, наряду с принятием решения по существу рассматри-' эго дела, должен поставить перед председателем вышестоящего суда вопрос 'отмене неправильно вынесенного постановления (в ред. постановления чума Nq 26 от 15 ноября 1984 г.).
3. При решении вопроса о законности установления административного >ра суду необходимо учитывать судимости только за преступления, указан-
! в Положении, за которые лицо каждый раз осуждалось к лишению свободы, ни одна из этих судимостей не была снята или погашена в соответствии со Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
4. Проверяя обоснованность установления административного надзора на зании материалов администрации исправительно-трудового учреждения, суд Кен выяснить данные, свидетельствующие об упорном нежелании лица встать
на путь исправления и приобщения к честной трудовой змзни в период отбывания наказания в местах лишения свободы.
Под упорным нежеланием встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни следует понимать, в частности, систематические нарушения требований режима отбывания наказания, за югорые лицо подвергалось мерам взыскания, предусмотренным ст. 34 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, есл они не сняты или не погашены ко дню освобождения из исправительно-трудоюго учреждения (в ред. постановления Пленума № 26 от 15 ноября 1984 г.).
5. Применение административного надзора на основши материалов органа внутренних дел в случае систематического нарушения общественного порядка и правил социалистического общежития может быть признао обоснованным лишь при наличии письменного предупреждения о прекращеш антиобщественного образа жизни, если оно после предупреждения продолжал вести антиобщественный образ жизни (вред, постановления Пленума№26 от I!ноября 1984г.).
6. Решая вопрос о виновности лица в нарушении праил административного надзора, суду необходимо исходить из того, что надзор «ожет быть применен в течение трех лет со дня освобождения лица из мест лишения свободы, где оно отбывало наказание за преступление, дающее основше для установления надзора.
7. Исходя из того, что административный надзор j соответствии со ст. 2 Положения устанавливается в отношении совершеннолетних, суду следует иметь в виду, что его применение может быть признано обоснованным и в отношении лица, освобожденного из воспитательно-трудовой колош в несовершеннолетнем возрасте, если по достижении совершеннолетия оно жтематически нарушало общественный порядок и правила социалистическогообщежития и, несмотря на предупреждение органа внутренних дел, продолжало ксти антиобщественный образ жизни.
8. Судам следует иметь в виду, что поднадзорные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности капа нарушение правил, изложенных в ст. 15, так и ограничений, перечисленных вст. 3 Положения.
При решении вопроса о виновности лица, привлечшого к административной или уголовной ответственности за нарушение правил административного надзора, не могут учитываться такие действия, которые «предусмотрены ст.ст. 3 и 15 Положения, а также нарушения правил и ограничений, которые хотя и предусмотрены этим Положением, но не указаны в постановлении об установлении административного надзора, либо нарушия, за которые меры административного взыскания были применены по истечении двухмесячного срока (вред. постановления Пленума № 26 от 15 ноября 19S4 г.).
9. Под нарушением правил административного ищора следует понимать совершение поднадзорным действий, преследующих цел!уклонения от надзора, а под злостным нарушением - нарушение этих правил с той же целью лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за подобные правонарушения, если с момента применения этих мер за второе нарушение не истек один год.
10. Решая вопрос об ответственности за нарушение правил административ-надзора, судам необходимо иметь в виду, что она наступает только за такие
рушения, которые допущены после объявления постановления об установлении Продлении административного надзора и в пределах срока, на который он гачен.
При этом срок административного надзора исчисляется с момента санкцио->вания прокурором соответствующего постановления начальника исправи-мю-трудового учреждения или начальника органа внутренних дел, а в {ошении особо опасных рецидивистов - с момента вынесения постановления шиком исправительно-трудового учреждения (в ред. постановления шума № 26 от 15 ноября 1984 г.).
11. Судам следует иметь в виду, что преступление, предусмотренное ст. 1982 РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик,
гается совершенным в момент нарушения правил надзора после применения административного взыскания за второе правонарушение. Из этого следует исходить при решении вопроса о назначении в соответст-со ст. 36 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных 1ублик наказания по нескольким приговорам лицу, совершившему злостное 1ение правил административного надзора и имеющему неотбытую часть на-1ия по предыдущему приговору.
12. Суды должны реагировать на выявленные в судебном заседании гатки в осуществлении административного надзора, в частности обращать
1ание на несвоевременное его установление, на факты формального осущест-!ия контроля и проведения воспитательной работы в отношении поднадзор-со стороны органов внутренних дел, администрации предприятия, учреждена также общественных организаций. Рассматривая уголовные дела других категорий, судам следует при гении случаев неустановления административного надзора в отношении лиц, 1адающих под его действие, доводить до сведения вышестоящих органов гнних дел о невыполнении закона.